Как готовят преподавателей спортивных дисциплин
Студенческую жизнь трудно представить без спорта. А помочь студентам приобщиться к занятиям физической культурой – задача высококвалифицированных преподавателей.
Не только теория и история
В Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова понимают, что преподавателям спорта нужна не только история и теория физкультуры. Поэтому слушатели курсов профессиональной переподготовки «Теория и практика обучения физической культуре и спорту» изучают педагогику, анатомию, физиологию, биохимию, спортивную медицину, биомеханику, теорию и методику спортивных дисциплин. Из новых предметов – риторика, психология спорта, методика профилактики применения допинга в спорте. Практическая часть включает изучение правил водных, зимних и игровых видов спорта, легкой атлетики, гимнастики, спортивного туризма и ориентирования, подвижных игр. Педпрактику слушатели проходят в образовательных учреждениях города или в университете – на кафедре и спортивных секциях.
Разработал курс заслуженный тренер Чувашской Республики, заведующий кафедрой физической культуры и спорта ЧувГУ Авенир Ермолаев, воспитавший более 30 мастеров спорта и восемь мастеров спорта международного класса по легкой атлетике. «За восемь лет более 300 человек прошли обучение на курсе и получили диплом с правом ведения трудовой деятельности в области физической культуры и спорта. Среди выпускников: чемпион мира Валерий Львов и Алексей Соловьев, заслуженные тренеры РФ Виктор Семенов и Владимир Краснов. Студенты вузов тоже обучаются на курсе: чемпионка Универсиады по фристайлу Лана Прусакова по окончании ЧувГУ получит сразу два диплома – журналиста и преподавателя физической культуры», – рассказывает Авенир Ермолаев.
Программа входит в перечень курсов Центра дополнительного образования ЧувГУ, в числе слушателей – тренеры и инструктора, преподаватели физической культуры школ, детсадов и спортивных школ, спортсмены.
Новые методики в системе подготовки
В Институте педагогики, физкультуры, спорта и туризма Тульского государственного университета воспитывают профессиональных тренеров. Обучение направлено на изучение методик тренерской работы, обеспечение подготовки спортсменов для различных целей, включая спорт высших достижений.
Отдельно читается курс инноваций в системе подготовки профессиональных спортсменов, преподаватели университета доводят до слушателей передовые методики, как отечественные, так и зарубежные, зачастую указывая направление для дальнейшего развития тренера. Например, под руководством директора Института педагогики, физической культуры, спорта и туризма Светланы Архиповой совместно со студентами разработан тренажер шот-лок для отработки техники бросков. Устройство закрепляется на пальцах спортсмена и позволяет под руководством тренера ставить правильный бросок, контролируя движения кисти. Методика применяется на тренировках хоккеистов и баскетболистов, на практических занятиях ее изучают студенты – будущие тренеры.
Совместно с Медицинским институтом ТулГУ внедряется система комплексного контроля функционального состояния организма спортсмена. Со стороны медицины – использование максимальных здоровьесберегающих технологий, со стороны спорта – изучение показателей спортсмена для их улучшения, исходя из имеющихся резервов. Доцент Евгения Цыпленкова предложила новый метод управления подготовкой прыгунов в длину на основе систем видеонаблюдения, которые анализируют движения спортсмена. Методика внедрена в практику и обучение тренеров.
На профессиональную переподготовку в вуз приходят в основном взрослые люди, состоявшиеся в спорте, которые уже зачастую имеют опыт и тренерской работы. За четыре года переобучение прошли десятки человек – профи в различных видах спорта, от шахмат до футбола. В ТулГУ обучались также тренеры из структуры профессионального футбольного клуба «Арсенал», выступающего в российской Премьер-лиге.
Доцент кафедры физики Константин Жигунов несколько лет назад увлекся сайкл-аэробикой – это велогонка в пределах спортивного зала. Участники под активную музыку отправляются на виртуальную прогулку, местность может меняться, например, отвесная стена или горы. Тренировки дают большую нагрузку на мышцы и сердечно-сосудистую систему, развивают выносливость. «Я рассказывал о чудодейственном эффекте своим друзьям, звал всех знакомых в секцию, а потом решил сам попробовать проводить тренировки. Поступил на программу переподготовки, прослушал курс – стало многое понятно, ведь в спорте, как и в медицине, важно не навредить. Теперь совмещаю преподавание физики с тренировками в спортклубе ТулГУ, оба занятия очень интересные», – делится Константин.
Спортивная психология
В Донском государственном техническом университете готовят специалистов в области спортивной психологии – они смогут помочь спортсменам эффективно задействовать внутренние психологические ресурсы и снизить уровень тревожности без фармакологии, за счет волевой саморегуляции.
Вуз подготовит специалистов, владеющих научно-исследовательскими и диагностическими методами спортивной психологии и способных к самостоятельной профессиональной и педагогической деятельности, на новой междисциплинарной магистерской программе «Спортивная психология». В нее входит изучение психофизиологии, психологии волевых регуляций, различных практик. Важное место отводится тренингам, психотерапевтическим группам, супервизиям (наблюдение опытного наставника за работой психолога) и другим курсам. Магистранты получат навыки телесно-ориентированной психотерапии, когнитивно-поведенческой и гештальт-терапии.
«Программа предполагает возможность построения индивидуальной образовательной траектории. Мы будем учить разным техникам воздействия в зависимости от того, с какими спортсменами предстоит работать будущим выпускникам – с теми, кто занимается групповыми видами спорта, индивидуальными или эстетическими», – подчеркнула декан факультета «Психология, педагогика и дефектология» ДГТУ Ирина Абакумова.
Основные дисциплины, вошедшие в программу: психология спорта, психофизиология мотивационно-волевой сферы, психология профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, основы психотерапии и консультирования в спорте, психология личности и деятельности спортсмена и тренера, психология управления спортивной командой, психология группового взаимодействия, основы психологической и физиологической реабилитации, Wellness-коучинг (формирование здорового образа жизни) и другие.
Обучение на кафедре «Психофизиология и клиническая психология» ведут профессора – доктора психологических и биологических наук, доценты и старшие преподаватели – кандидаты психологических и медицинских наук ДГТУ, а также руководители спортивных федераций и заслуженные тренеры. Партнер программы – Спортивная школа олимпийского резерва Ростова-на-Дону.
Выпускники магистратуры «Спортивная психология» смогут работать в спортивно-реабилитационных, кризисных центрах, юношеских и основных командах, различных организациях массового спорта, центрах профессиональной диагностики и профессиональной ориентации.
Дата публикации: 02.11.2020 09:17
Дата последнего изменения: 02.11.2020 09:17