Проектная деятельность в вузах: борьба с ожогами от растений и проектирование самолетов
С первых курсов студенты российских вузов начинают изучать профильные предметы через кейсы от предприятий, научно-исследовательских институтов и бизнес-сообществ. Проектная деятельность учит их самостоятельно, быстро и качественно решать самые разные задачи: от разработки сайтов до поиска новых возобновляемых источников энергии. В итоге к окончанию вуза у студента уже появляется готовое портфолио и набор важных компетенций для успешного начала карьеры.
Построить самолет и найти золото
В Ивановском государственном энергетическом университете проект студенческого конструкторского бюро «Алмаз» начался с большой мечты. По словам студента кафедры теоретической и прикладной механики Гарика Долунца, он всегда мечтал построить самолет. Руководство университета Гарика поддержало и выделило средства на первый проект бюро – разработку квадрокоптера «Алмаз-8» с использованием аддитивных технологий.
За 1,5 года с открытия «Алмаза» Гарику удалось собрать команду единомышленников и создать два рабочих квадрокоптера. Партнером бюро стал детский технопарк «Кванториум. Новатория», который предоставил студентам 3D-принтеры и лазерные станки. Работу по проектированию и конструированию БПЛА Гарик продолжил в рамках диплома. Он рассчитал и создал на базе бюро реальный прототип корпуса гидроплана при поддержке Центра компетенций НТИ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Следующих этап для бюро «Алмаз» – сотрудничество с компаниями. «Планируем поработать силами энтузиастов студенческого конструкторского бюро с реальными проектами предприятий. Российский завод международной компании «Beko» предложил задачу – добиться снижения уровня вибраций стиральных машин при отжиме. Ивановский завод тяжелого станкостроения готов предоставить нашим ребятам на усовершенствование элементы станков. Это очень важно для студентов – видеть, как работает то, что они сами спроектировали и собрали», – отметил заведующий кафедрой теоретической и прикладной механики Леонид Маслов.
В Томском политехническом университете дисциплина «Творческий проект» включена в учебные планы для перво- и второкурсников. Студенты программы «Химическая технология материалов современной энергетики» на последней защите проектов представили настольную STEM-игру по технологии получения серной кислоты, квесты «В поисках золота» и «Урановая граукома».
«Студенты этого направления — классические инженеры, и навыки проектной работы им просто необходимы. Потому что после выпуска они пойдут работать на предприятия, в команды специалистов, работающие в проектной логике. Проектная деятельность в вузе помогает студентам проявить свои лучшие качества, научиться работать в команде и выйти на новый уровень освоения знаний по специальности. Ведь сделать свой проект — это не то же самое, что написать реферат, который потом просто ляжет на полку, — говорит руководитель программы, доцент отделения ядерно-топливного цикла Лилия Леонова. — Обычно я предлагаю студентам десять тем на выбор, также могу принять идеи проекта от студентов. Все они тематически связаны со специальностью — химия, редкие и радиоактивные элементы. По желанию они формируют команды по четыре-пять человек».
Цифровой квест «В поисках золота» был создан по мотивам «Пиратов Карибского моря». Участники ищут золото, а помочь им может только знание химии и фактов о драгоценном металле. Настольная STEM-игра посвящена технологии производства серной кислоты. Участие в игре дает возможность дорабатывать химические процессы, совершенствовать аппараты, тратя или приобретая «кредиты». А «Урановая граукома» — это квест-комната. По легенде, ученые разрабатывали в ней вакцину от быстро распространяющегося заболевания, но не успели это сделать. Так что производством «антидота» в комнате-лаборатории занимаются игроки квеста.
«Центр проектного мышления» и волонтеры в школах
В «Центре проектного мышления» Воронежского государственного технического университета студенты проходят обучение основам социального проектирования: проектным практикам, определению целей и форматов проекта, управлению и продвижению. Занятия ведут ведущие специалисты региона в сфере социального проектирования и проектного управления, а также приглашенные эксперты из других областей.
Сегодня один из наиболее ярких студенческих проектов связан с разработкой специального устройства для дезинфекции автомобильного салона. Авторы предлагают использовать портативный облучатель-рециркулятор, который можно разместить в любом автомобиле, не вмешиваясь при этом в конструкцию самого салона. С его помощью можно будет защитить пассажиров от различных болезнетворных бактерий и вирусов. Конструкция устройства уже разработана, сейчас идет изготовление прототипа.
В прошлом учебном году в ВГТУ прошел проектно-образовательный интенсив по модели Университета Национальной технологической инициативы 20.35. В отборочном тестировании приняли участие 1305 обучающихся бакалавриата и магистратуры, 150 человек были приглашены для работы в проектных командах.
В рамках ФП «Социальная активность» Национального проекта «Образование» волонтерский центр Пензенского государственного университета архитектуры и строительства стал инициатором долгосрочного проекта «Волонтер в школе».
Особое внимание активисты уделяют развитию движения по пропаганде здорового образа жизни. Проект «Добровольческое профилактическое движение Пензенской области “Здоровая инициатива”» направлен на снижение количества случаев асоциального поведения среди школьников.
Участниками станут более двухсот школьников Пензенской области. В рамках реализации проекта будет проведена Школа волонтера по обучению навыкам профилактической деятельности, на базе школ будут созданы добровольческие движения - ученики будут вовлечены в реализацию социально значимых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактики наркомании и правонарушений.
Борьба с борщевиком и прогноз состояния нефтяной скважины в режиме реального времени
В учебном процессе Тверского государственного университета проектные технологии предполагают соблюдение определённой последовательности действий: выявление проблемы - поиск методов ее решения – презентация готового продукта. Студентка 2 курса магистратуры биологического факультета ТвГУ Софья Забенкова исследует особенности накопления тяжелых металлов агрессивным инвазивным видом растения – борщевиком Сосновского. Его сок, попадая на кожу, вызывает болезненные ожоги, похожие на солнечные. Изучение особенностей накопления металлов этим растением может помочь в разработке эффективных методов борьбы с ним.
Софья провела количественный анализ содержания элементов в растении и выяснила, что борщевик Сосновского активно накапливает бор, молибден, литий, кальций, сурьму и некоторые другие элементы. Большинство из них активнее накапливаются в надземной части, чем в корнях. Затем Софья обработала растение солями разных металлов. Так она выяснила, что, во-первых, токсичный мышьяк, которого не было до полива, начинает активно усваиваться растением; во-вторых, существенно уменьшается содержание олова. Мышьяк замедляет темпы роста растений, снижает урожайность, а олово оказывает влияние на содержание магния, который играет важную роль в фотосинтезе.
Курс «Проектное обучение технологическому предпринимательству» реализуется в Уфимском государственном нефтяном техническом университете с 2017 года – в рамках реализации стратегического проекта вуза, направленного на развитие молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан. За период действия магистерской программы «Технологическое предпринимательство» студентами подготовили 20 проектов собственного инновационного бизнеса, которые получили поддержку Фонда Бортника и принимали участие в этапах акселерационной программы «Большая разведка».
Среди интересных кейсов – проект внедрения программного комплекса «Цифровой помощник технолога ЦПТ – Добыча» Роберта Игнатова, который в режиме реального времени предоставляет прогноз состояния нефтяной скважины на основе данных работы насосного скважинного оборудования и проект создания производства простых эфиров целлюлозы Даниила Воробьева. Последний был представлен на презентационной встрече «Экономический и инвестиционный потенциал РБ», одобрен к реализации Министерством промышленности Республики Башкортостан и вошел в число 100 инвестиционных проектов к 100-летию образования Республики Башкортостан.
Первая статья о развитии проектного обучения в российских вузах – по ссылке.
Дата публикации: 07.09.2020 14:06
Дата последнего изменения: 07.09.2020 14:06